Но вот эта вот традиция, изображать Бориса Феодорыча прогрессивным правителем – она очень интересна. И никто этот канон ни разу не нарушил. Ни Александр Сергеич, ни Николай Константиныч, ни современники. Прогрессивный правитель, радел о народе, ну да – татарин, зять Малюты, ну да - мальчики кровавые в глазах, но ведь благо народа важнее!
Хотя вообще-то, этот татарин зять Малюты закрепостил, на минуточку, всю страну. Его правление кончилось гражданской войной за отмену рабства. Которую народ проиграл.
В пьесах классиков народ выражает это требование, отмены рабства, несколько мутно: «вернуть Юрьев день». Дурью маются, да? Юрьев день какой-то понадобился. Других что ли дней в календаре не хватает.
Когда этот Юрьев день пришел, да когда он ушел – точно это не задокументировано. Пришел он, вроде, при Иване Васильиче. Ну, т.е. традиция это была старая – Юрьев день – урожай собран - день всех расчетов по контрактам. Если ты хочешь отвалить от хозяина и попытать счастья где-то еще – делай это в Юрьев день. Поступай как человек, закончи сезон, сделай, о чем договорено – и свободен. Где-то при Иване Васильиче это стало законом – за нарушение договора и уход с земли до Юрьева дня могли хватать, возвращать, бить батогами. Ну ладно. Народ поворчал, но понял. Ну да, рассчитаться надо в Юрьев день, а потом уже и двигать – жестковато, но разумно и оправдано.
А вот где-то в конце правления Иван Васильича, чуть ли не в последний год, с Юрьевым днем повелели обождать. Не будет в этом году Юрьева дня. Только в этом! Казна оскудела, проклятый хан, но крымнаш. Потерпите, православные, до следующего года.
Вот тебе бабушка и Юрьев день. Ну ладно, внучек, годик-то можно потерпеть.
Годик. И еще годик. Но вот отзвенели колокола по Иван Васильичу. У нас нынче царь кроткий, бога боится, кровь не льет. Так как там, граждане с Юрьевым днем? И еще семь лет.
Но и кроткого царая бог забрал, а на соборе кричали Годунова, Борис Феодорыча, прогрессивного царя, можно сказать, народного трибуна. Он бояр приструнил, он на за народ. Так как там с Юрьевым днем?
Какой вам еще Юрьев день? Забудте.
А жизнь-то за эти годы поменялаьсь. Работодатель – он теперь тоже знает, что никуда ты не денешься. Может на конюшне запороть за фигню. Может барщину в три раза увеличить. Может жену или дочку трахнуть - и на всю деревню тебя опозорить. Может в дворовые забрать, а потом и соседу продать – и до свидания семья. А куда ты денешься.
Раньше ты мог поискать хозяина получше. Торговать пробовать, если с головой. В Сибирь или на Север податься, если рисковый. Дочку за купчика пристроить, если красивая. Ну а теперь все. Финита ла комедия. Горбаться на делянке, а после заливай горюшко в кабаке.
Да, но... но где-то есть... где-то есть люди, которые так не живут. И люди эти не так и далеко. Беларусь, часть Украины – это в сущности свои. И они под Речью Посполитой. И там никакого рабства не вводили.
Отрепьев – так Отрепьев, Гришка – так Гришка, не он – так другой. Лже-Дмитриев было аж три.
Да он же убит, кричат гонцы, да наш государь его сам, собственноручно. Да у него уже мальчики кровавые в глазах.
Да нам пох. Верните Юрьев день.