Вот самый тривиальный способ - снизу:
-У вас не найдется мелочи, чтобы я мог купить еду? - Здоровенный амбал строит печальную рожу. Или неплохо одетая тетка вопрошает с легким завыванием.
Ребят, вам столько не сожрать. Вам дает несколько баксов каждый третий, а каждый пятый покупает вам че-нить в этой забегаловке, у которой вы сидите. Не знаю уж, чо вам там не хватает, но жрать вы не хотите.
Еще распространенный способ -небрежно на равных.
-Привет! Как дела?
-Привет! Нормально.
-У табя пары баксов не найдется? Или какой-нибудь лишней мелочи.
-Неа.
-Ну спасибо, всего тебе хорошего.
-Тебе того же.
Я не вижу, с чего б эта мелочь, или пара баксов, были для меня лишними. Да найдется уж им применение в моем хозяйстве.
Ну и покровительственно сверху:
-Добрый день. А мы тут собираем на...
Тут уж припоминается Остап Бендер, а также герои О'Генри. На что там собирал Остап? День детей? Полет Нью Васюки - Москва? Тут главное не дать сборщику податей задержаться со своим рассказом, брошюрой, или что там у него.
-Я тут занята. Ланч у меня.
Но сегодня было новое и классное. К моему столику подошел (а скорее подошла) особа не совсем определенного (но скорее женского) полу. Ну и африканской этничности - из песни слова не выкинешь, чо уж. Подходя, она испустила пронзительное "Хэллоу", которое сразу не предвещало ничего хорошего. Но на привет я все-таки отвечаю приветом. И дальше особа произнесла: "Сегодня! Я читаю свою поэзию! за пожертвования". Ну как же мне повезло, что это именно сегодня.
Моей любимой детской книжкой была "На Острове Сальткрока" Астрид Лингрен. Там, в числе прочего интересного, дети собирали деньги на тюлененка. Те, кто постарше, пропалывали грядки у соседей и помогали по хозяйству дачникам, а заработанные деньги шли в копилку. А самая младшая девочка, Стина, читала стишки и пела песенки. Она приходила к дачникам и говорила: "Я сейчас спою вам песенку за пять эре" - и начинала петь. Если отвечали отказом, она говорила: "А я уже пою". Так что дачникам приходилось давать ей монетку, чтоб отвязаться. Но Стине было, блин, пять лет. И, опять же, тюлененок.
В общем, я отказалась от поэзии, а теперь жалею. Ведь я могла взамен преложить ей свою! Какие там пожертвования! Зачем нам презренный металл? Да! Почитай мне свои стихи! А я тебе в ответ почитаю свои! Я, правда, сейчас стихов не пишу особо, но в юности! А в детстве! Да я же сочиняла стихи еще в возрасте Стины! И кое-что может и вспомню - в детстве и юности память прекрасная. Ну и что, что на русском? От этого ты только выиграешь. И мне даже пожертвований не надо, почитаю за так!
Впрочем, такая возможность у меня, скорее всего, еще будет во время ланча. Сомневаюсь я, что доступ к поэзии ограничится "сегодня".